Алфавит духовный

Ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает  привлекательным дорогу туда.    Святитель Василий Великий 


  • Богат не тот, кто имеет многое, но тот, кто не нуждается во многом. 

Свят.Иоанн Златоуст

  • Бог прекращает жизнь человека, когда видит его готовность к переходу в вечность, или же  когда не видит никакой надежды на его исправление.  

Прп. Амвросий Оптинский

  • Бди, о душе моя, изрядствуй якоже древле великий в патреарсех, да стяжении деяние с разумом, да будешь ум зряй Бога, и достигниши незаходящий мраке видении,  и будеши великий купец.                                                

 Великий канон свт. Андрея Критского, вторник, песнь 4

  • Будешь молится за других, а за тебя всё небо будет ходатайствовать. 

Святой праведный Иона Кронштадский

  • Блажен, у кого помышления всегда о Боге и кто с ним Одним пребывает в беседе  ведения своего. Радость о Боге крепче здешней жизни; и кто приобрел ее, тот не только не смотрит на страдания, но даже не обратит взора на жизнь свою.  

Прп. Исаак Сирин

  • Бог нас никогда не оставляет, его оставляем мы.  

Старец Паисий Святогорец

  • Благодать Божия зависит не от лет, а от образа жизни и милости Господней.

Старец Иосиф Исихаст

  • Бог не закрывает двери своего милосердия для тех, кто стучит со смирением.  

Прп. Иоанн Лествичник


  • Все те, которые именуются христианами, но не живут по заповедям Его, да ведают, что они ещё не уверовали во Христа. Преподобный Симеон Новый Богослов
  • В какой мере кто добровольно лишает сам себя мирских благ, в какой сопровождает его Божие милосердие. Прп. Исаак Сирин
  • Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. 1 Фес. 5, 16-18Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от него все, что просит.  Прп. Иоанн Лествичек
  • Видевшие Христа во плоти считает его за пророка, а мы хотя и не видим его телесными очами, но когда еще были отроками и детьми, познали в нем Бога, научившись исповедывать его Владыкою вселенной, Творцом веков, сиянием Славы Отчей, Святое же его Евангелие слушаем с такой верою, как бы видим самого Христа. Когда же видим на иконе изображение только Божественного подобия Его, как самого Его, призирающего на нас с неба, чтим, поклоняемся и припадаем. Прп. Анастасий Синаит, игумен обители Синайской
  • Время смерти скрыто от нас по действия промысла, потому что, если бы мы знали о нем, то до последних своих дней стали бы отлагать попечение о своем спасении. Прп. Анастасий Синаит
  • Все создано для человека спасаемого, чтобы то, что имеет свободное прризволение и самовластие, сделалось зрелым для бессмертия и удобнее приготовить его для вечной покорности Богу. Свмуч. Ириней Лионский
  • Время драгоценно, ибо кратко, однако течением сего краткого времени нам должно войти в вечность. Митр. Платон (Левнин)
  • Владычество смерти, хотя уже и побежденной, и связанной и предназначенной к уничтожению, должно продолжаться до конца мира над родом человеческим для его же блага и вразумлению.  Свт. Инокентий (Херсонский)
  • В пустыню вселился великий Моисей, гряди убо, подражай того житии, да и в купине Богоявления, душе, в видении будеши.  Великий канон свт. Андрея Критского, вторник, песнь 5
  • Высшее наслаждение ради Христа быть ненавидимыми, изгоняемыми, за веру в Бога терпеть всякое оскорбление и позор.  Макарий Великий
  • Время драгоценно, ибо кратко, однако течением его краткого времени нам должно заслужить вечность.  Платон (Левшин)
  • Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание…тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами.  Преподобный Нестор Летописец
  • “Все жители этого города (Александрии в Египте) от большего до малого, войдут в Царство Божие за добродетели свои а я один пойду в вечную  муку за грехи мои” – ответ кожевника прп. Антонию Великому (из жития прп. Антония Великого)
  • В ком любовь, тот ничего не боится, потому что истинная любовь изгояет страх. Прп. Ефрем Сирин
  • Воля Божия в заповедях его, которые мы и должны стараться исполнять при общении с ближними. Прп. Макарий Оптинский
  • В этом мире каждый как путник пользуется землёй как гостиницей; единственное его богатство – это благочестие и добродетель, которое он возьмёт с собой. Свт. Иоанн Златоуст
  • В церковь входи как на небо, и в ней не говори и не помышлений ни о чем земном. Прп. Нил Синайский
  • Всегда надо помнить, что духовник совершает служение свое в Духе Святом, и потому должно благоговеть пред ним. Верьте, братья, что если кому случится умирать при духовнике, и скажет умирающий духовнику: «Отче святый, благослови меня видеть Господа в Царстве Небесном». И скажет духовник: «Иди, чадо, и зри Господа»; то будет ему по благословению духовника, потому что Дух Святой и на небе и на земле тот же. Прп. Силуан Афонский
  • Всей своей душою твоею благоговей пред Господом и уважай священников его. Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова (Сир.7,31)

Гордый человек как лужа – бросишь камень, всех забрызгает. Смиренный – как море, все в себя поглощает. Преподобный Ефрем СиринГосподь заплатил подать кесарю, давая нам закон быть покорным власти, когда это немало не вредит благочестию. Прп. Исидор Пелусиот 


  • Для принесения истинного покаяния в грехах недостаточно удерживаться от них в последствии, но нужно понести наказание за прошедшие грехи и заставить служить правде то, что служило в нас нечистоте. Преподобный Анастасий Синаит.
  • Двигатель языка – сердце; чем полно сердце, то изливается языкомНикодим Святогорец
  • Добродетели сопрежены со скорбями. Кто уходит от скорбей, тот несомненно разлучается и с добродетелью. Если желаешь добродетели, то предай себя на всякую скорбь. Ибо скорби рождают смирение. Пока не достигнет истинного ведения, дотоле посредством искушений приблизимся к смирению. Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордыня. Прп. Исаак Сирин 

  • Если будешь смиренно думать о себе, то найдёшь покой везде, где бы ты ни был. Преподобный Пимен Великий.
  • Если угодить Богу, то всегда будем видеть новое, одно другого приятние и увеселительнее; будем в непрестанном восхищении, в радости и в благодарении Богу; будем из блаженства переходить в блаженство. Архим. Фофан Новозерский
  • Если любовь к Богу выше раздаяния милости, помощи людям, строительства храмов и монастырей, даже выше непрестанной молитвы, тогда сердце, полное любви к Богу, – самое лучшее из того, что может человек. Монах Симеон Афонский
  • Если ты имеешь душу, одетую в одежду любостяжания и алчности, то отринь вретище, отложи любодеяния и оденься в светлую одежду целомудрия. Я тебя убеждаю к сему: прежде, нежели приидет Иисус, Жених душ наших, и увидит твою одежду, ты имеешь довольно времени, поскольку дано тебе сорок дней для покаяния.  Кирилл Иерусалимский
  • Если кто думает, что не имеет пристрастия к какой-нибудь вещи, а лишившись её, печалится сердцем, то вполне прельщает самого себя. Преподобный Иоанн Лествичник
  • Если кто-нибудь предстательствует за тебя перед человеком,то ты делаешь для него всё, изъявляешь ему полную признательность. А священник предстательствует за тебя перед Богом, неужели ты не будешь чувствовать к нему признательности? Ты спрашиваешь, как он предстательствует? Он предстательствует тем, что молится за тебя, что подаёт тебе духовный дар, преподаваемый в крещении, надзирая за тобой, поучает, вразумляет тебя, в полночь, если ты позовёшь его,он идёт. Любите пастырей, как дети родителей. И пусть никто не противится, пусть никто не прекословит! Кто любит Христа, тот будет любить и священника, каков бы он ни был, потому, что через него сподобился причастия Святы Страшных Тайн.    Свт. Иоанн Златоуст
  • Есть любовь малая, есть – средняя, есть и великая. Кто боится греха тот любит Бога; кто имеет умиление, тот больше любит; кто имеет в душе свет и радость, тот еще более любит; а у кого благодать и в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь. Прп. Силуан Афонский
  • Если хочешь жить легко и быть к нему близко держи сердце высоко, а голову низко. Поэт Ф.Н. Глинка
  • Если имеешь твёрдую волю в своего духовного отца, нет необходимости искать помощи у других. Прп. Симеон Афонский
  • Если человек не полюбит свою работу, то будет уставать вдвойне – и телесно, и душевно. А раз он будет усталый душой, то и телесный отдых не будет восстанавливать его силы. Душевная усталость – вот что выматывает человека. Работая от сердца и испытывая радость, человек не выбивается из душевных сил, и телесная усталость тоже исчезает» Удовольствие, которое чувствует человек, любочестно выполняющий свою работу, – это доброе удовольствие. Это удовольствие дал Бог, для того чтобы не уставало Его создание. Это – восстановление сил через усталость.  Старец Паисий Святогорец
  • Если кто устами молится, но об уме небрежет, тот напрасно  трудится, ибо Бог внимает уму, а не многоречию. Прп. Паисий Величковский
  • Если человек не всё говорит духовнику, то его дорога кривая и не ведёт к спасению, а кто всё говорит, тот прямо пойдёт в Царство Небесное. Прп. Силуан Афонский
  • Если бы у нас спросили, что мы чувствуем и чему поклоняемся, ответ готов: мы чтим любовь. Св. Григорий Богослов

 


  • Желай, чтобы дела твои устраивались не как тебе   представляется, но как угодно Богу. Свт. Григорий Нисский
  • Жизнь временная есть ежеминутное благодеяние Божие. Бессмертие есть бессмертное, бесконечное благодеяние Божие. Пр.п. Исаак Сирин
  • Жизнь вечная есть утешение в Боге, и кто обрёл утешение в Боге, тот почитает излишним утешение мирское. Прп. Исаак Сирин
  • Здешняя слава, земное богатство и благородство – одни детские игрушки. Св. Григорий Богослов

 


  • Знай,   что  смирение  есть  не  иное   что,    как  чтобы  всех  людей  почитать  лучшими  себя. Прп. Антоний  Великий
  • Здешняя слава, земное богатство и благородство – одни детские игрушки. Свт. Григорий Богослов

 


  • И молитвы,  и  пост  бесполезны  для  тебя, когда   ты    не  украшен  верою,  надеждою  и  любовью. Свт.  Иоанн   Златоуст
  • Исследующий глубину веры обуревается волнами помышлений, а созерцающий её в простосердечном расположении наслаждается сладостной внутренней тишиной. Блаженный Диадах
  • Имея Бога, – ничего не бойся, но все попечения твои возложи на Него, и Он позаботится о тебе. Верь без сомнений, и Бог поможет тебе, по милости Своей. Варсонофий Великий
  • Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что. прп. Антоний Великий

 


  • Кто  читает  плохие  книги  или  газеты,    тот  наказывается  голодом  души, потому  что  пища  души  и  наслаждение  её – в Боге. Прп.  Силуан  Афонский
  •   Когда вожделение любви Христовой не пребывает в тебе до того, чтобы от радости о Христе быть тебе бесстрастным во всякой скорби своей, тогда знай, что мир живет в тебе, нежели Христос. Прп. Исаак Сирин
  • Когда разлучишься с телом, тогда будешь жалеть, что столько имел попечения о том, что не приносит тебе никакой пользы. Прп. Исайя 
  • Когда тебе больно , собери свои душевные силы и попытайся понять смысл боли, через которую Бог открывает тебе небо. Прп. Максим Грек 
  • Как огонь в плавильне испытывает золото и серебро, так в напастях и бедствиях испытываются души смертых.  Прп. Ефрем Сирин 
  • Кто презирает священника, тот презирает и Господа его. Прп. Исаак Сирин
  • Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так нецелесообразно полагать в нем всю свою надежду. свят Василий Великий
  • Кто может возвещать Истину  и не возвещает, тот будет осужден Богом. Св. Иустин Философ   
  • Кто боится Бога, чтобы его чем-нибудь не оскорбить, – это первая любовь. кто имеет ум чистый от помыслов – это вторая любовь, больше первой. Кто ощутимо имеет благодать в душе своей это третья любовь, еще большая. И  четвертая, совершенная любовь к Богу – это когда кто имеет благодать святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи. Прп. Силуан Афонский
  • Какой победитель наилучший? — Победивший правдой.                                            Какой победитель наихудший? — Победивший силой.                                                Какой человек самый слабый?  — Победивший других.                                                      Какой человек самый сильный?  — Победивший самого себя.                                                                             
  • Какая борьба опасная? — Фанатичная.                                                                                                               
  • Какой учитель самый лучший? — Страдание.                                                                                                 
  • Какой учитель самый плохой? — Наслаждение.                                                                                                 
  • Как стать добрее? — Разделить с ближним его беду.                                                                                       
  •  Как стать скромнее? — Разделить с ближним свою славу.                                                                               
  • Как стать смиреннее? — Разделить с ближним его немощь.                                                                             
  • Как стать честнее? — Не забывать о своих долгах.                                                                                             
  • Какое умение самое редкое? — Умение отдавать.                                                                                           
  • Какое умение самое лучшее? — Умение прощать.                                                                                         
  • Какое умение самое трудное? — Умение молчать.                                                                                         
  • Какое умение самое важное? — Умение спрашивать.                                                                                   
  • Какое умение самое нужное? — Умение слушать.                                                                                                 
  • Какая привычка самая неприятная? — Спорливость.                                                                                   
  • Какая привычка самая вредная? — Болтливость.                                                                                                 
  • Какой человек быстрее приходят к Богу? — Милосердный.                                                                         
  • Какой человек самый сильный? — Который способен постичь Истину.                                                   
  • Какой человек самый слабый? — Который надеется на свою силу.                                                           
  • Какой человек самый разумный? — Который следит за своим сердцем.                                                     
  • Какая привязанность самая опасная? — Привязанность к своему телу.                                                   
  • Какой человек самый бедный? — Который больше всего любит деньги.                                                     
  • Чем противостоять беде? — Смирением.                                                                                                                   
  • Чем противостоять страданию? — Терпением.                                                                                                   
  • Каков признак здоровой души? — Вера.                                                                                                           
  • Каков признак больной души? — Безнадежность.                                                                                                   
  • Каков признак неправильных действий? — Раздражение.                                                                                   
  • Каков признак добрых поступков? — Мир души.                                                                                                     
  • Какой человек заживо умер? — Равнодушный.
  • Какой человек никогда не умрет? — Любящий Бога и ближних.                                  Симеон Афонский     
  • Когда тебе больно, собери свои душевные силы и попытайся понять смысл боли, через которую Бог открывает тебе небо. Прп. Максим Грек
  •  Кто хочет непрестанно молиться, должен быть мужественным и. мудрым, и во всем спрашивать духовного отца. И если духовник сам не проходил опытом молитву, то все равно спроси, и за твое смирение Господь помилует тебя и сохранит от всякой неправды; а если ты подумаешь, что духовник неопытен, что он в суете, буду я сам руководиться по книгам, то ты на опасном пути, и не далек от прелести. Много я знаю таких, которые так обманулись в помыслах своих и за свое презрение к духовнику не преуспели. Они забывают, что в таинстве действует благодать Святого Духа, которая и спасает нас. Так враг обманывает подвижников, чтобы не было молитвенников, а Дух Святой умудряет душу, когда мы слушаем советы наших пастырей. Старец Силуан Афонский.
                                                    

 


  • Любовь  Божия  даровала  нам  жизнь  никогда  не  прекращающуюся,  и  временная  смерть  прерывает  ее  только  ненадолго. Преп. Ефрем Сирин
  • Любите пастырей, как дети родителей. И пусть никто не противится, пусть никто не прекословит! Кто любит Христа,тот будет любить и священника, каков бы он не был, потому что через него сподобился причастия Святых Таин. Свт. Иоанн Злотоуст 
  • “Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине; всех любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает…Ныне же пребывает вера, надежда, любы, три сия: больше же сих любы” 1 Кор.13, н-13
  • Люди не для того сотворены, чтобы жить только здесь, на земле, подобно животным, которые по смерти своей исчезают; но для того единственного, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, но жить вечно. А жить с Богом могут одни только христиане, то есть те, которые право веруют во Иисуса Христа. Всякий человек, кто бы он не был, желает и ищет себе благополучия и счастья. Желать себе добра и искать благополучия или блаженства есть врожденное чувство человека, и потому это есть грех или порок. Но надобно знать, что здесь на земле, собственно, не находясь, не находится и никогда не найдется истинного счастья и благополучия, ибо все наше благополучие и блаженство находится только в Боге: никто и никогда без Бога или вне Бога не найдет истинного счастья и совершенного благополучия. В сем свете ничто, кроме Бога, не может наполнить нашего сердца или вполне удовлетворить наших желаний. Не потушить пожара хворостом и маслом, потому что одна только вода может потушить его: точно так не насытить желаний сердца человеческого благами мира сего, потому что одна только благодать Божия может утолить жажду желаний наших. Свят Иннокентий (из книги “Указание пути в Царство небесное)
  • Любовь свидетельствуется неосуждением ближних. Прп. Исаия 

 


  • Мы  обязаны  всех  любить,  но  чтобы   нас   любили, мы   не  смеем   требовать.         Прп. Антоний Оптинский                                
  • Монах есть тот, кто держится одних только Божьих словес и заповедей во всяком времени, и месте, и деле. Прп. Иоанн Лествичник
  • Милости Божьей ищи себе милостями к ближним. Свт. Григорий Богослов
  • Мы не думаем, как изменить мир своими силами. Мы стремимся получить силу от Бога, чтобы во всех случаях действовать с любовьюСвт. Григорий Палама
  • Мы учимся убивать не наши тела, но наши страсти. Прп. Пимен Великий
  • Мы стяжаем добродетели и чистоту сердца слезами, потом и кровью, но  восполняет их и доводит до совершенства благодать Христова, потому что Христос есть Божественное совершенство и полнота всего благого… В нем нет борьбы ни с чем и нет необходимости сто-то достигать и сохранять. Молитвенная практика способствует возвращению ума внутрь и утверждению его в святостной благодати, которая приносит с собой совершенный мир и спасение от греха. Борьба с рассеянностью ума и нежеланием его пребывает  посреди нас, в сердце, где пребывает Христос, возвращает ум в сердце, и приводит к обретению нашего уподобления Христу. Христос есть победитель ада и смерти, в котором мы находим ответы на все наши вопросы. Вся суть наших духовных стяжаний – научиться жить в благодати Святого Духа, где отсутствуют всякие проблемы. Они решаются только в Людви и через Любовь. Старец Симеон Афонский
  • Мужайся и укрепляйся о Господе, терпя всё, что к тебе приходит, ожидая вместе с болью тишины и благодати Божией.  Прп. Иосиф Исихаст
  • Матерью пороков признавай леность, потому что блага, какие имеешь, расхищает, а какие не имеешь, не допускает приобрести. Прп. Нил Синайский
  • Место не спасает, а от себя никуда не уйдешь. Прп. Никон Оптинский
  • Молящийся внутренне, смотрит на все внешнее равнодушно, ибо эта молитва не умственная, а сердечная, отделяющая от поверхности земли и приближающая к Невидимому Небу. Свмч. Серафим Чичагов
  • Молитва – это таинственная сила, и эта сила незримо передается душе ближнего. Парфирий Кавсокаливит

 


  • Нам следует укрываться, чтобы делание наше было неведано, дабы этим диавол не ввел нас во всякое небрежение и в леность. Святой Преподобный Дионисий Радонежский
  • Необходимо уверить себя, что Бог управляет участью мира и участью каждого человека. Свт. Игнатий Брянчиков
  • Нененавидь грешника, а грех его.  Прп.Исаак Сирин
  • Не смерть причиняет скорбь, а нечистая совесть. поэтому перестань грешить – и смерть станет для тебя желанной. Свт. Иоанн Златоуст
  • …небеса беша исперва, и земля от воды и водою и посреде воды составлена Божиим словом, темже тогдашний мир водою потоплен быв погибе. Быт.1.1., Пс. 23,2, Евр. 11,3; Быт.7, 23
  • Настоящая жизнь есть время делания, то есть время для проявления добрых дел, а будущий век есть время воздаяния, а не очищения. Григорий Палама
  • Нам следует укрываться, чтобы делание наше было неведано, дабы этим диавол не ввел нас во всякое небрежение и в леностьДионисий Радонежский
  • Не всё, что замышляют люди, могут уже и сделать, но только то, что по пускается им от Бога.  Зосима Палестинский
  • Ничего нет равного молитве: она невозможное  делает возможным, трудное – лёгким, неудобное – удобнымСвт. Иоанн Златоуст
  • “Не у до крове стасте” Евр.12,4
  • Не тот показывает смирение, кто осуждает сам себя, но тот, кто будет укорен другим, не уменьшает к нему любви. Прп. Иоанн Лествичник
  • Надо поступать так, чтобы всю вся жизнь была служением Богу, а для этого соблюдать три главных правила: боятся Бога, часто молится и делать добро людям. прп. Пимен Великий
  • Нет ничего могущественнее кротости, ничего сильнее долготерпения. Св. Иоанн Златоуст
  • На небесах у всех единая любовь. Прп. Силуан Афонский
  • Невозможно сохранить мир душевный, если не будем следить за умом, то есть если не будем отгонять мысли неугодные Богу, и , наоборот, держаться мыслей, угодных Богу. Надо умом смотреть в сердце, что там делается: мирно или нет. Если нет, то рассмотри, в чем ты согрешил. Для мира душевного нужно быть воздержным, потому что часто случается, что не зная человека, говорят о нем плохо, а по уму он подобен ангелам. Не старайся знать чужих дел, кроме своего; заботиться  только о том, что тебе поручено старцами, и тогда за послушание Господь будет помогать тебе. Своею благодатью, и ты увидишь в душе своей плоды послушания: мир и постоянную молитву. Прп. Силуан Афонский
  • Нынешние люди устали; грехом и эгоизмом они доведены до одурения и помрачения. Поэтому сейчас — больше чем в какую-либо другую эпоху — мы испытываем необходимость в хороших и опытных духовниках, которые просто и с непритворной любовью будут относиться к людям и с рассуждением их окормлять, чтобы те умиротворились. Если нет хороших духовников, то пустеют храмы и наполняются психиатрические лечебницы, тюрьмы и больницы. Люди должны осознать: они мучаются, потому что находятся вдали от Бога. Они должны покаяться и смиренно поисповедоваться в своих грехах. Работа духовника — внутреннее исцеление человека. Нет врача выше, чем опытный духовник, который своей святостью внушает доверие к себе, вычищает из чутких созданий Божиих помыслы, которые приносит им тангалашка, и без лекарств — Благодатью Божией — исцеляет души и тела.
    Имея божественное просвещение, Дух Божий, духовник понимает и различает состояния, в которых находятся люди, и может давать им верное направление. Старец Паисий Святогорец.
  • Никогда не трать попусту драгоценное время своей жизни.  Прп. Симеон Афонский
  • Не ищи любви в других  к себе, а ищи её в себе, не только к ближним, но и к врагам. Макарий Оптинсий
  • Никто столько не благ  и не милосерд как Господь, но не кающемуся он не прощает. Прп. Марк Подвижник
  • Не место спасает человека, а произволение. Адам, праотец наш, в раю пал, а Лот праведный и в Содоме себя сохранил. Прп. Ефрем Сирин
  • Не будь обличителем и исправителем кого-либо, не будь ревнивцем или раздраженным в душе твоей. Прп. Исаак Сирин
  • Никто не взошел на Небо с удобствами. Но скорбями все проверяются и познаются: когда терпят, тогда и любят Бога. Прп. Ефрем Катунакский
  • Начало помрачения ума…прежде всего усматривает в лености к Божией службе и к молитве. Прп. Исаак Сирин
  • Ненавидь всё, в чем есть вред для души твоей. Прп. Антоний Великий
  • Ничего нет равного молитве: она невозможное делает возможным, трудное – лёгким, неудобное – удобным. Свт. Иоанн Златоуст
  • Настоящая жизнь есть время делания, то есть время для проявления добрых дел, а будущий век есть время воздаяния, а не очищения. Свт. Григорий Палама

  • Основа всех добрых дел – стремление к Спасению и памяти о смерти, а молитва – их корень. Когда мы овладеваем непростым умением пребывать в благодати снова и снова, она становится для нас более ощутимой и реальной, чем этот преходящий и ненадежный мир, который кажется нам существующим независимо от нас и несущим угрозу нашему благополучию. Когда мы утверждаемся в благодати, ум перестает увлекаться своей мысленной деятельностью, связанной с чувственным миром. Он возвращается сам в себя, преображаясь под воздействием нетварного света благодати в новее существо во Христе. Когда мы перестаем отвлекаться на различные мысленные представления о мире, как отдельном от нас, и о самих себе, как отдельных эгоистических существах, это дает нам возможность опытно постичь действия Святого Духа и обрести обожение души, соединившейся со Христом и со всеми людьми. Старец Симеон Афонский
  • Обращайтесь с людьми так же внимательно, как с посланниками великого Царства, и так же осторожно, как с огнем. Схииг. Савва Псково-Печерсий

  • Подобно тому, как душа носит тело свое, так Бог носит всю вселенную, все миры, будучи необъемлем ими; душа наполняет все тело, – и Дух Господень исполни вселенную; только душа ограничивается телом, хотя и несовершенно, потому что может носиться везде; а Дух Господень не ограничивается миром и не заключается в мире, как в теле. Св. прав. Иоанн Кронштадский
  • Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,   кротость, воздержание. На таковых нет законаПослание к Галатам святого апостола Павла
  • Познание в Господа нашего Иисуса Христа – любовь, братолюбие, благочестие, терпение, воздержание, разум, добродетель подаёт ВЕРА. 2
  • Пётр.1, 5-7-8
  • Прощение врагам нашим и делание им добра есть истинное великодушие – одна из величайших черт богоподобия. Прп. Никодим Святогорец
  • Православие – это прямое постижение во Святом Духе внутреннего состояния Божественности каждого человека, а не то, что находится лишь в Храмах и в Священном Писании. Храмы и Священные тексты только указывают истинное направление, а Божественная благодать дает непосредственный опыт этого постижения на основе Евангельских истин и традиции Церкви. Чтобы стяжать благодать необходимо уметь вести духовную жизнь в любых обстоятельствах. Тогда любое обстоятельство становится источником стяжания благодати. Духовная жизнь – это предельная чистота ума, в котором обитает Бог…Тот кто в совершенстве постиг состояние неисходного пребывания в полной благодати, – освободился от всех эгоистических мыслей о себе и мире. Он полностью преодолел всякие плотские ограничения и привязанности и устойчиво хранит свой ум в небесной свободе. Тот, кто обрел это состояние духовной свободы, обликом похож на обычного человека, но духом уподобился Христу и стал земным Ангелом. Прп. Симеон Исихаст

 


  • Рассуждение — это разумное и безошибочное суждение о понятиях и вещах, которое сообразуется со временем, средствами, местом, обстоятельствами и служит к назиданию. Рассуждение — это предвидение возможных последствий во избежание будущего вреда; это разновидность проницательности, посредством которой здравый ум предвосхищает будущие события. Рассуждение — это дар Святаго Духа, который дается как награда хранящим чистоту совести, тщательным блюстителям Божественных заповедей. Рассуждение, опять же,— это кормило Церкви, посредством которого она руководит своими чадами в бурях и треволнениях неспокойного моря жизни. Рассуждение — штурвал плывущего по бушующим волнам корабля. В Писании есть такая фраза: “У мудрого глаза его – в голове его” (Еккл.2:14) Это сказано о рассуждении. Рассуждение имеет такой свет, что оно равноценно прозорливости и пророчкству, так как тоже является духовным дарованием. Оно названо у  апостола Павла различением духов:”Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. (1 Кор. 12:10-11) Это именно та соль, о которой говорил Господь, которпая нам необходима, чтобы сохранять душевный мир            Старец Иосиф Ватопедский
  • Работа духовника – внутреннее исцеление человека.  Нет врача выше, чем опытный духовник, который своей святостью внушает доверие к себе, вычищает из чутких созданий Божиих помыслы, которые приносят им бесы, и без лекарств — Благодатью Божией — исцеляет души и тела. Прп. Паисий Святогорец

  • Стыдно видеть, что те кому уготовано наслаждение вечными благами, роются в прахе – в земных вещах…    Преподобный Нил постник, Синайский
  • Смерти не следует боятся, ибо она есть бессмертие. Прп. Атоний Великий
  • Смерть – святым блаженство, праведным – радость, грешникам – скорбь, нечестивым отчаяние. Прп. Ефрем Сирин
  • Сердцу веселящуся, лице цветет… Притч. 15,13
  • Свет будущего века тот самый свет, который осял учеников при преображении Христовом, и может озарять ум, очищенный добродетелью и молитвой. Свт. Григорий Палама
  • Самое, может быть, трудное в смирении – это смиренно не требовать от других любви к себе. Наверное, можно воздыхать об этом («Господи! Я замерзаю»), но нельзя требовать, даже внутренне. Ведь нам дана заповедь о нашей любви к людям, но заповеди о том, чтобы мы требовали любви к себе от этих людей, нам нигде не дано. Любовь и есть в том, чтобы ничего для себя не требовать. И когда это есть, тогда опускается в сердце, как солнечная птица, Божья любовь и заполняет все. Сергей Фудель
  • Сжатая вода поднимается вверх, а скорбящая душа возводит очи к Богу. Свт. Иоанн Златоуст
  • Совершенство доставляется Великого тем, что когда не осуждаем никого ни в чем малейшем, а осуждаем только себя и тогда, когда претерпеваем оскорбления. Прп. Макарий Великий, ученик прп. Антония Великого
  • Содержи всегда в уме тягчайшие скорби скорбящих и возлюбленных, чтобы самому тебе воздавать должное благодарение за малые и ничтожные скорби, бывающие с тобою, и быть в состоянии переносить их с радостью. Прп. Исаак Сирин
  • Смирение без подвигов многие прегрешения делает простительными; без смирения же и подвиги бесполезны…Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой благодетели. Прп. Исаак Сирин
  • С любовью и простотой, без многих помышлений быстрее достигаешь вечной пристани. Прп. Иосиф Исихаст
  • Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения. Свт. Нектарий Эгинский
  • Сперва себя самого должно исправить от недостатков, а потом уже открывать недостатки других. Свт. Василий Великий
  • Стыдно видеть, что те, кому уготовано наслаждение вечными благами, роются в прахе – в земных вещах… Прп. Нил Синайский
  • Стыдно видеть, что те, кому уготовано наслаждение вечными благами, роются в прахе – в земных вещах… Прп. Нил Синайский

 


  • Те испытания, те обстоятельства жизни, в которых ты находишься – это есть огонь, огонь жизни, и если ты ржавое железо, то огонь очистит тебя от ржавчины, а если ты золото, то придаст тебе больше блистательности.                                                            Преподобный Иоанн Лествичник
  • Терпение есть непрерывное благодушие. Прп. Нион Оптинский
  • Тому, чей разум развлекается многим, невозможно преуспеть в познании Бога и в любви к нему. Свт. Григорий Нисский
  • Тот только и знает себя наилучшим образом, кто думает о себе, что он ничто.                        Свт. Иоанн Златоуст
  • Так всё делай и так обо всём думай, чтобы угодить Богу: а если нет у тебя этой мысли, то потеряет свою цену всякое твое делание. Ефрем Сирин
  • Только дела, совершаемые ради Христа приносят пользу для христианина. прп. Серафим Саровский
  • Там, где нужно возвышаться мыслями и сердцем, враг силится запутать нас мелочами материальной жизни. Св. праведный Иоанн Кронштадский

  • Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж или неусыпный охранитель внутреннего Иерусалима. Преподобный Серафим Саровский
  • У кого благодать в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь. Прп. Силуан Афонский
  • Удовольствие, которое чувствует человек, любочестно выполняющий свою работу, – это доброе удовольствие. Это удовольствие дал Бог, для того чтобы не уставало Его создание. Это – восстановление сил через усталость. Прп. Паисий Святогорец

 


  • Христиане суть одушевленные образа Христовы, и кто из них кроток есть, смирен сердцем и послушлив, тот более всех похож на Христа. Прп.  Антоний Оптинский
  • Хочешь узнать тщеславного?-Это тот, кто не хочет слушать ничьих советов.Хочешь узнать, что страшнее всего? – Запоздалое раскаяние.Хочешь узнать, что лучше всего?- Постоянное покаяние.Хочешь узнать, какие страдания самые горькие? – Те, которые рождены нашими собственными заблуждениями.Хочешь узнать, какое счастье самое высокое? – То, ради которого мы отказались от самих себя.Хочешь узнать, когда легко и радостно жить? – Когда в сердце нет ничего кроме Бога.Хочешь узнать, когда тяжело и мучительно жить? – Когда у тебя все есть, а Бога нет.Из поучений Симеона Афонского
  •  Хорошо открывать свои недостатки людям духовным; нужно при этом чтобы они имели мудрость и знание, чтобы не повредили нам или излишнею кротостью, или излишнею строгостью. Прп. Анастасий Синаит
  • Хочешь ли умом своим быть в общении с Богом? Послужи милостыне. К духовной любви нет иной стези, как если человек не начнёт прежде всего быть щедролюбивым, в такой же мере, в какой совершен  Отец наш Небесный, как сказал Господь. (Лк.VI.36) Прп. Исаак Сирин
  • Христианин должен относится к миру не чувственно, не бесчувственно, но сочувственно. Прп. Максим Исповедник
  • Хочешь узнать тщеславного?
    – Это тот, кто не хочет слушать ничьих советов.  Хочешь узнать, что страшнее всего?
    – Запоздалое раскаяние. Хочешь узнать, что лучше всего?
    – Постоянное покаяние. Хочешь узнать, какие страдания самые горькие?
    – Те, которые рождены нашими собственными заблуждениями. Хочешь узнать, какое счастье самое высокое?
    – То, ради которого мы отказались от самих себя.
    Хочешь узнать, когда легко и радостно жить?
    – Когда в сердце нет ничего, кроме Бога. Хочешь узнать, когда тяжело и мучительно жить?
    – Когда у тебя все есть, а Бога нет.  Хочешь узнать, что такое счастье?
    – Это когда мы идем за Богом.
    Хочешь узнать, что такое несчастье?
    – Это когда Бог идет за нами.
  • Хочешь узнать смиренного?
    – Это тот, кто самый незаметный. Хочешь узнать, что легче всего?
    – Хвастовство. Хочешь узнать, что самое бесполезное?
    – Сердце, умерщвленное страстями.
     Хочешь узнать, что самое необходимое?
    – Сердце, начавшее жить в благодати Божией.
  • Хочешь научиться бесстрастию?                                                                                             – Научись спокойно выслушивать все, что тебе говорят.Хочешь научиться бесстрашию?                                                                                              – Стяжи благодать Божию, и увидишь, что во Христе нет никакого страха.Хочешь научиться жить в духовной радости?                                                                       – Не имей никакого желания настаивать на своей воле.Хочешь научиться не настаивать на своей воле?                                                                 – Научись слышать Христа.Хочешь научиться слышать Христа?                                                                                       – Ищи молчание, ибо Христос пребывает в молчании.
  •  Хочешь понять, что может дать поддержку и опору в жизни?
    – Поддержку и опору в жизни может дать лишь то, ради чего стоит жить.
    Хочешь понять, ради чего стоит жить?
    – Стоит жить ради того, чтобы уверится, что в Боге смерти нет.
    Хочешь понять, без чего нельзя жить?
    – Нельзя жить без познания Бога, и без этого познания нельзя избежать путаницы и отчаяния в жизни.
     Хочешь избежать путаницы и отчаяния в жизни?
    – Стремись к тому, чтобы исполнить то, что ждет от тебя Бог.
  • Хочешь понять, что такое настоящее отречение?                                                                – Отречение от мира ради любви к Богу и ближнему.Хочешь понять, что такое ложное отречение?
    – Отречение от мира ради нежелания нести немощи ближнего.Хочешь научиться истинному отречению?

    – Научись искать утешения в Едином Боге.Хочешь научиться не гневаться?
    – Научись понимать, что все, происходящее с тобой, происходит по воле и попущению Божию
  •  Хочешь понять, как помочь себе и другим?
    – Умри для самого себя.Хочешь понять, что такое умереть для самого себя?

    – Дай благодати действовать в тебе.Хочешь понять, что такое дать благодати действовать в тебе?
    – Будь готов постоянно отвергнуть себя и свое понимание, чтобы принять Божественную благодать.Хочешь понять, что такое быть постоянно готовым к отвержению себя?
    – Во всем довериться действию Божественной благодати и не верить самому себе.
  • Хочешь научиться познанию Бога?
    – Научись очищать свое сердце от малейших признаков нечистоты и греха.Хочешь научиться очищать свое сердце от малейших признаков нечистоты и греха?

    – Научись искоренять в своем сердце все виды помыслов, желаний и страстей.
  •  Хочешь научиться искоренять в своем сердце все виды помыслов, желаний и страстей?
    – Научись непрестанной молитве.Хочешь научиться непрестанной молитве?

    – Научись не жалеть самого себя.Из высказываний Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Бескровного)

 


  • Церковь – это не собрание святых, а толпа кающихся грешников. Прп. Исаак Сирин 
  • Царствие Божие есть истребление всякого греха. Прп. авва Исаия
  • Цель жизни – восхождение человека к богоподобию. прп. Антоний Великий                                                                                 

 


  • Человек заболевает тогда, когда начинает биться с людьми и обстоятельствами. Преподобный Порфирий Кавсокаливит
  • Чем более нас обижают, тем более мы должны оплакивать обидевших нас, ибо для нас от сего происходит всякое благо, для них же, напротив, великое зло.                                    Свт. Иоанн Златоуст
  • Четырьмя вещами душа делается пустою: переходами с места на место, любовию к развлечениям, вещелюбием и скупостию. Авва Исаия
  • Через духовника в таинстве действует Дух Святой, и потому, когда выйдешь от духовника, душа чувствует своё обновление миром и любовью к ближнему, а если ты уходишь от духовника смущенный, то значит, нечисто исповедался и сам не простил брату своему от души согрешений его. Прп. Силуан Афонский

 

 

Комментирование запрещено