Путь и служение арх. Кирилла (Павлова)

ЖИЗНЬ   КАК   ЧУДО

Путь  и  служение  архимандрита  КИРИЛЛА  (Павлова)

(Архимандрит  Кирилл  в селе  Лавровое, возможно  сентябрь 2000 года)

Тяжелой  утратой  для  всего  православного  мира  за  последние  два  года  стала  кончина  всенародно  любимого  старца  архимандрита  Кирилла (Павлова),  на  протяжении  многих  лет  верно  и  самоотверженно  несшего  крест  старческого  подвига.  Его  жизнь  сама  по  себе  явилась  нам  как  непрестанное  чудо – история  победы  над  «уставами  естества».  8  октября – в  день  памяти  великого  подвижника  земли  Русской,  основателя  Троице-Сергиевой  лавры,  преподобного  Сергия  Радонежского,  в  1919 году  родился  архимандрит  Кирилл (Павлов),  один  из  почитаемых  лаврских  старцев  середины ХХ – начала  XXI веков.  И  его  без  преувеличения  можно  назвать  выдающимся  учеником  и  последователем  преподобного  Сергия.

Уже  в  семинарии  будущий  старец  обнаружил  не  просто  стремление  к  аскетической  жизни,  но  и  твердость  в  отстаивании  своей  позиции.  Закончив  семинарию,  Иван  Павлов  поступил в Московскую  духовную  академию,  которую  окончил  в  1954  году.  В  день  последнего  экзамена  выпускник  академии  пишет  прошение  наместнику  лавры  архимандриту  Пимену  (Извекову): « Имея  давнее  влечение  к  иноческому  образу  жизни,  я  имею  сердечное  желание  в  настоящее  время  после  окончания  Духовной  Академии  поступить  в  обитель преп. Сергия  и  нести  все  послушания,  какие  будут  на  меня  возлагаться.  Поэтому  прошу  Вас,        о. Наместник,  принять  меня  в  число  послушников  братии  Троице-Сергиевой  лавры».  Просьбу  удовлетворили.  Будущий  старец  жил  обычной  иноческой  жизнью,  любил  богослужение,  прилежно  исполнял  послушания.  Его  любила  братия  и  ценило  священноначалие.

Восстановление  старческой  традиции  в  Троице-Сергиевой  лавре,  связанное  с  именами  архимандритов  Кирилла (Павлова)  и  Тихона (Агрикова)  иначе  как  чудом   и  не  назовешь.  Нужно  сказать,  что  на  Руси  представление  о  спасении  всегда  было  связано  со  старчеством.  И  если  село  не  стоит  без  праведника,  то  невозможно  представить  монастырь  без  опытного  наставника.  Отцу  Кириллу  довелось  близко  общаться,  воспринимая  аскетическое  предание  «из  уст  в  уста»  с  владыкой  Афанасием (Сахаровым),  святителем  Зиновием (Мажугой),  Глинскими  старцами,  архимандритом  Серафимом (Тяпочкиным),  кавказскими  пустынниками  и  другими  угодниками  Божиими.  И  прославленные  старцы  приняли  отца  Кирилла  как  равного,  признали  в  нем  наследника  старческой  традиции.

Архимандрит  Кирилл  исповедовал  Святейшего  патриарха  Алексия I  и  принимал  его  предсмертную  исповедь.  С  ним  советовался  Святейший  Патриарх  Пимен.  Духовными  чадами  старца  были  Святейший  Патриарх  Алексий II  и  Блаженнейший  Митрополит  Киевский  и  всея  Украины  Онуфрий.  В  чем  же  особенность  духовничества  архимандрита  Кирилла?  В  удивительном  сочетании  отеческой  любви  и  пастырской  строгости,  сыновнего  дерзновения  трезвости  опытного  подвижника.  В  верности царскому  святоотеческому  пути  –  пути  золотой  середины.  Эти черты  отличают  великую  духовную  школу  преподобного  Сергия  Радонежского.  Принимая  человека  под  духовное  руководство,  старец  открывал  своё  сердце  для  всех  его  радостей  и  страданий.  Он  на  самом  деле  переживал  чужую  жизнь  как  свою.  При  максимальной  вовлеченности  в  жизнь  своих  чад  отец  Кирилл  совсем  не  стремился  к  власти  над  их  душами.  Не  знал  он  и  духа  своеобразного  пастырского  соперничества.  Отец  Кирилл  как  почитаемый  духовник  отличался  удивительным  смирением,  скромностью  и  кротостью.  Конфликтовать  с  ним  было  невозможно.  Как  только  ситуация  становилась  неразрешимой,  старец  уступал.  Возможно,  страдало  дело,  но  мир  сохранялся.  Однако  в  важных  вопросах  старец  был  непреклонен.  Сохранились  также  многочисленные  свидетельства  его  прозорливости.

Вершиной  жизненного  подвига  архимандрита  Кирилла,  страдальческим  и  светлым  его  венцом  стали  последние  четырнадцать  лет  его  жизни.  4  декабря  2003  года  он  перенес  инсульт,  который  практически  лишил  старца  возможности  двигаться  и  общаться  с  внешним  миром.  Перед  тем,  как  окончательно  потерять  речь,  он успел  сказать  своей  келейнице: «Ничего  не  бойся…Слава  Богу  за  все…»  Свой  последний  крест  Батюшка  пронес  достойно:  безропотно  и  мужественно.  Страдания,  их  смысл,  их  причина  всегда  остаются  тайной  Божественного  промысла,  тем  более  когда  речь  идет  о  страданиях  праведника.

Поскольку  болезнь  Батюшки  была  долгой,  спросили  влиятельного  представителя  церковной  иерархии: «Может  назначить  для  братии  лавры  вместо  больного  архимандрита  Кирилла  другого  духовника?»  Тот  категорически  отверг  такую  возможность: «Хоть  он  и  на  одре  болезни,  но  мы   все  находимся  у  него  в  сердце».

Архимандрит  Кирилл  отошел  ко  Господу  20  февраля  2017  года.  23  февраля  в  Успенском  соборе  Свято-Троицкой  Сергиевой  лавры  Святейший  Патриарх  Московский  и  всея  Руси  Кирилл  совершил  чин  его  отпевания.  Для  православных  нашего  Отечества  этот  день  стал  не  только  днем  печали,  но  и  малой  Пасхой.  Ко  Господу  ушел  праведник,  абсолютный  и  беспрекословный  авторитет.  Удивительно,  но  отца  Кирилла  одинаково  почитали  как  церковные  ревнители,  так  и  церковные  либералы.  Более  того,  он  остался  практически  единственным  современным  старцем,  спасавшимся  в  молитвенной  тишине,  избежавшим  критики  как  церковных,  так  и  далеких  от  Церкви  людей,  вокруг  его  имени  не  возникало  ни  скандалов,  ни  сплетен,  ни  клеветы.  Его  духовный  облик  был  столь  высок,  что  оказался  недосягаем  для  мелочного  людского  празднословия.

Почему  именно  он  стал  «всероссийским  духовником»?  Лучшим  ответом  на  этот  вопрос  можно  считать  слова  келейницы  старца,     монахини    Евфимии (Аксаментовой):     «Это  были  уроки  настоящей  жизни.  Жизни,  в  которой  отвергалось  любое  самовыпячивание  и  любое  притязание  на  значительность –  подлинная  духовность  всегда  в  скромности,  в  тихости,  в  смирении…  Он  не  много  учил  и  не  много  назидал – он  просто  жил  по-евангельски».

(Материал  о  старце  Кирилле  взят  из  книги  «Жизнь  как  чудо: Путь  и  служение  архимандрита  Кирилла ( Павлова).  Составитель  свящ. Димитрий  Трибушный. Москва: Издательство  Православного  Свято-Тихоновского  гуманитарного  университета. 2017 г.)

Могилка старца Кирилла в Троице-Сергиевой лавре

Тысячи людей шли к нему

Вера есть сила души, которая двигает горами. Верующему все возможно (см. Мк.9, 23). И для нас  с вами, дорогие, и в наши дни сила благодатной веры не оскудела. И к нам Господь бликок и всегда готов по нашей вере исполнять наши прошения

Архимандрит Кирилл (Павлов)

 Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 18 октября 1919 года,в день памяти прп. Сергия Радонежского, в деревне Маковские выселки Рязанской области, в крестьянской верующей семье.

Отец батюшки Дмитрий Афанасьевич, мудрый и рассудительный человек, пел в церковном хоре. Иван с раннего детства тоже пел в храме близлежащего села Маково и вообще любил всё церковное. Но, как вспоминал сам он, “с 12 лет жил в неверующей среде, у брата, и растерял свою духовность”. Уже будучи монахом, отец Кирилл каждый год посещал могилы родителей в родной деревне и помог отреставрировать родной для него храм, который не закрывался в советское время.

 Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Маково

 

 

 

 

 

 

По окончании индустриального техникума Иван работал техником на часовом заводе.

В 1938 году был призван в армию и направлен на Дальний восток.

“Почти все храмы были закрыты. …Всюду царил полный атеизм”, – вспоминал батюшка.

Будем смирятся и просить Господа, чтобы он даровал нам дух смиреномудрия и духовной нищеты, чтобы нам не только на словах, но и в глубине своего сердца и чувства считать себя последними, худшими, а ближних своих – лучшими.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Во время Великой Отечественной войны сержант Павлов попал в противотанковый расчет. Затем было первое ранение, бои за Воронеж, Тамбов, особенно памятные – за Сталинград. Батюшка вспоминал: “После освобождения: “После освобождения Сталинграда нашу часть оставили нести караульную службу в городе. Здесь не было ни одного целого дома. Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!…Собрал все листочки вместе -книга разбитая была –  и оставалась она со мной все время. Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда! Господь был со мной рядом”. Иван не скрывал вновь обретенной веры и отказался вступать в партию. Он отправился на западный фронт, с Евангелием покидая Сталинград.

Иван Павлов с сестрой и матерью

 

При горячем нашем усердии, молиться мы должны со смирением, сердечным незлобием, сознанием своего недостоинства и окаянства.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

После окончания боёв воцарилась мертвая тишина, – говорил отец Кирилл о Сталинграде. – Тогда и вспомнил, что у нас в церкве служил батюшка, что были гонимы и церкви закрывали. Подумал “Может быть есть еще школы, где готовят священников?” Тогда дал себе обед: “Если останусь живым, посвящу себя на служение Богу, пойду учиться”.

Прибыв в Москву в коце 1945 года, прямо в военной форме, Иван поехал в Новодевичий монастырь, где открылись богословские курсы. С горячим усердием стал готовится к экзаменам, и его зачислили. “Мы занимались в классах Новодевичьего монастыря, в храме. Обстановка была нелегкая: после войны имела место разруха и карточная система”. Будущий старец, как свидетельствовало семинарское начальство, отличался “скромностью, постоянной молитвой и частым посещением богослужений”, трудолюбием, дружественным и отзывчивым обращением с сокурсниками.

 

 

 

 

 

Чтобы успешнее бороться со своей гордостью, мешающей простить обиды и оскорбления ближним, мы должны почаще взирать на пример Спасителя нашего, Который будучи злословим, не злословил в ответ, страдая не угрожал, но возносил молитвы к Отцу Небесному за своих врагов распинателей.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

В 1946 году началось возрождение Троицко-Сергиевой Лавры, туда вернулась честная глава прп. Сергия Радонежского. В 1948 г. в обитель из Москвы переместилась Духовная семинария.

Окончив ее Иван поступил в Духовную Академию и по окончании учебы подал наместнику, архимандриту Пимену (Извекову), прошение: “Имея давнее влечение к иноческому образу жизни, я сердечно желаю поступить в обитель прп. Сергия и нести все послушания, какие будут на меня возлагаться”. 25 августа 1954 года Иоанн был пострижен в монашество и назван Кириллом в честь прп. Кирилла Белоеозерского; в том же году рукоположен сначала в иеродиакона, затем в иеромонаха. 

 

 

 

 

 

 

 

Новый член братства исполнял послушания пономаря, лаврского кассира, помощника казначея,затем – казначея монастыря, часто произносил проповеди. Святое Евангелие, изменившее жизнь молодого солдата, навсегда стало единственной основой его поступков и его отношений  к ближним.

Скорби – это наши учителя, они научают нас терпению, опытности, искусности. А опыт – это великое дело в жизни. Опыт одушевляет человека уверенностью в успехе.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Батюшка родился и был рукоположен во диакона  на осеннюю память преподобного Сергия. Искренне любя святого игумена своей обители, он часто произносил проповеди в дни, посвященные ему Церковью, обращая внимание на то, как близок, прост и доступен был угодник Божий  для приходящих к нему, и при жизни, и по смерти  – для всякого молящегося с верой.Тем же качествам о. Кирилл старался подражать и сам. Вообще он очень любил молитву, и как бы не уставал, сколько бы человек ни принял за день, как бы себя не чувствовал, правило монашеское исполнял неизменно, вечером, вместе с часами, в келье. Служил батюшка часто, особенно любил Божественную Литургию,  которую совершал с глубоким смирением, проникновенно, благоговейно. О молитве он говорил от опыта, подчеркивая, что главное в ней –  смирение,  что, занимаясь ею, нужно не забывать и об исполнении Евангельских заповедей, и о том, что истинная, не прелестная молитва проистекает из жизни по Евангелию.

Обитель прп. Сергия. Вид на троицкий собор

Отец Кирилл у раки прп. Сергия в Троицком соборе Лавры.

 

 

 

 

Мы ничем так много и часто не грешим, как своим невоздержанным языком. Поэтому прежде всего и обуздайте этого безудержного коня. Если мы его победим, удержимся от празднословия, преодолеем его упорство, то мы победим и свое тело.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Духовным наставником батюшка стал удивительным: все покрывал любовью, смирением, терпением, так, что никогда и никто не слышал от него грубого резкого слова. Чадам преподавалась то же, в чем он служил примером: Богу ничто так не любезно в людях, как святое смирение. побуждал о. Кирилл и к молитве Иисусовой, говоря, что ее надо начинать со смирения и сокрушения сердца. Во время возрождения Лавры сложился обычай: дважды в день близкие духовные чада собирались в келье батюшки для молитвы и чтения Священного Писания, причем акафист Божией Матери о. Кирилл читал всегда сам, наизусть. А ведь помимо духовничества и окормления многих людей, трудов и обязанностей на нем было не мало. Его ценили и поддерживали с ним духовное общение современные ему подвижники: архимандрит Серафим (Тяпочкин), и схиархимандрит Геннадий (Давыдов). Глинские старцы после закрытия Пустыни благословляли обращаться к батюшке за советом. Также старец лично знал и почитал свт.Афанасия (Сахарова), который с уважением и заботой просил начальство поберечь здоровье о. Кирилла.

Лавра. Надвратный храм

 

 

 

 

 

 

Преподобный Сергий был плоть от плоти и кости русского человека, поэтому ему близки и дороги все православные люди, за которых он возносил свои молитвы перед Престолом Божиим, которыми мы и спасаемся.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

 В 1986 году о. Кирилла освободили от обязанностей казначея, чтобы он, как духовник, смог уделять больше внимания окормлению братии и богомольцев. В памяти чад и доныне хранятся многочисленные случаи, когда одно присутствие батюшки приносило мир и радость. Особенно это чувствовалось теми, кто имел счастье сослужить о. Кириллу при совершении Божественной Литургии. “Главное  – никого не обидеть, не огорчить. Поддержать, помочь – вот что должно быть более важным”, – часто говорил он, приводя других к тому миру, который стяжал сам. В это время сложилась традиция чтения и обсуждения Библии. Батюшка с нею в руках садился в центре кельи, вокруг располагались ученики. Шла беседа, задавались вопросы. “А как ты, отец,  думаешь?”- постоянно спрашивал старец, давая высказываться каждому желающему. Наставляя: “Будь короче, действуй любовью”, – он сам неизменно следовал этому правилу. Поэтому и в советах своих не настаивал, а выслушивал мнение самого человека с полным вниманием и уважением.

“Крест есть щит, оружие христианина”

Чтите Божию Матерь и благоговейте пред Ее именем, и во всех своих нуждах, телесных и душевных, призывайте Ее. Ни одно из спасаемых животных не погибло в Ковчеге; не погибнет никто из христиан, прибегающих под защиту Святой Девы, Которая есть Ковчег освящения.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Чистое сердце, словно криница, всем пригодится”, – говаривал батюшка. Настало время, когда к нему в Троице-Сергиеву обитель стало стекаться множество монашествующих и народа Божьего из стран ближнего и дальнего зарубежья. Его советы рождали надежду, воодушевляли, серьезные проблемы начинали казаться преодолимы. Многие общины и монастыри были основаны и действуют поныне его молитвами и благословением. Он не оставлял их насельников, своих чад, но помимо писем и молитвенной помощи, навещал восстанавливаемые монастыри, поддерживая в тяжких трудах. Например, он всегда приносил с собой мир, учил смирению, кротости, терпению, несению тягот друг друга (см. Гал. 6,2). И, как повелось, снова склонял всех к миру, напоминая то, что давно уже стало жизненным правилом самого батюшки: “К себе будь построже, к другим – поснисходительней”.

 “Дух любит мужество”

 

 

 

 

 

 

Мы всегда должны просить благословения Божия, никакого дела не начинать без молитвы;при неудачах же – не предаваться малодушию и унынию, но с терпением уповать на милость Божию, продолжая делание. И Господь, взирая на нашу покорность Его воле, исполнит желанным успехом наши труды.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

 В последние годы старец часто общался с Патриархом Алексием II, гостил в Патриаршей резиденции в Переделкино.

Сюда, как и в Лавру, к нему тянулись монашествующие, духовенство, миряне. Батюшка старался помочь окружающим: помыть или убрать посуду и т.д. Он не только принимал посетителей, но ежедневно отвечал на приходящие письма, за месяц таких ответных посланий получалось более двухсот. Люди менялись, обращаясь к нему. Здесь в Переделкино, стала особенно явной любовь старца к слову Божию. Евангелие он читал непрерывно, припадая к нему, как к живоносному источнику. Чада так вспоминали об этих дня: “Рядом с отцом Кириллом было удивительно спокойно, тихо, словно время    останавливалось.Удивительно тепло: ты отогревался, и сердце твое оживало”.

 

 

При исходе Ангел Хранитель будет нам очень необходим. Он не  оставит нас, всеми оставленных. Мы не можем вполне представить того ужаса, который овладевает нами при осознании пороков, грехов, нами содеянных, и при мысли, что скоро должны предстать пред Лицом Самого Бога – Судии Праведного.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

 В 2003 году батюшка перенес инсульт, который сочли несовместимым с жизнью. Но по молитвам Церкви он прожил еще тринадцать лет. Сначала болезнь обездвижила старца, но затем лишила возможности общения с внешним миром. “Многие не понимали, почему так произошло, – сказал впоследствии об этом периоде Патриарх Кирилл. – Но это был знак Божий: он нужен был даже тогда, когда не мог говорить с людьми. Многие приходили постоять у его одра,  прикоснуться к руке. Он продолжал служить людям своим безмолвием. болезнью, отрешенность от этого мира”. Недуг старец переносил мужественно, не жалуясь, стараясь не отягощать служащих ему. Он на деле исполнил то, что советовал ранее: “Любить надо свои скорби, а не бежать от них в более комфортные условия”. И, также по слову батюшки, в скорби, где никакая другая сила не может спасти страдальца, открылась сила Всемогущего. прикованный к постели, в краткие моменты, когда силы возвращались к нему, он поддерживал и утешал окружающих.

Дорогие братья и сестры! Бодрствуйте, трезвитесь, храните православную веру в Распятого и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Почаще произносите в сердце своем слова: №Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, когда придешь во Царствие Твое (Лк. 23, 42)

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Видел ли кто тело праведника, оставленное душою?Не страшно приближение к нему; при погребении его печаль растворена непостижимой радостью”, – писал свт. Игнатий Ставропольский. Отец Кирилл умер 20 февраля 2017 года на 98-м году жизни. На следующий день гроб установили в Лаврском Успенском соборе, и мимо него два дня в полном молчании шла нескончаемая вереница все пребывающего народа, чтобы приложиться к мягким рука батюшки, ощутить тишину, мир, растворенные радостью и надеждой. 23 февраля Патриарх совершил отпевание с сонмом духовенства из разных уголков России, Казахстана, Украины. Успенский собор не вместил всех пришедших проститься со старцем; множество верующих молились на площади, безмолвно терпя холод, снег, ветер. Гроб опустили в могилу за алтарем Свято-Духовского храма.

 

 

 

 

Чем выше стоит человек в нравственном отношении, тем больше сознает свое собственное духовное ничтожество. Фарисей потому был строг к другим, что сам невысоко стоял на лестнице нравственного совершенства. Всеми мерами надо беречь фарисейского духа гордости и тщеславия.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Он нес великое служение духовника для тысячи людей, и оно требовало особого подвига, истощения, огромного расхода внутренних и физических сил. Но отец Кирилл никогда не роптал и со смирением исполнял свое служение, не только исповедуя людей, но и отвечая на многочисленные письма”, – такие слова произнес Святейший Патриарх Кирилл на отпевании праведника. Трудно объять умом все величие подвига усопшего старца.  Как человек, исповедовавший двух первосвятителей, как духовник Патриарха Алексия, множества священников и духовников, он оказал влияние даже на тех, кто не сподобился беседовать с ним лично.

 

Опустела “посылочная” – две крохотные комнатушки под трапезным храмом Лавры, что были переполнены с утра до вечера и куда приходили многочисленные паломники. Нам же осталось память, слово молитвенное, предстательство и чудо преображения души.

 

 

 

 

 

 

Составлено по материалам Православный календарь на 2019 год. “Тысячи людей шли к нему”. К 100-летию со дня рождения архимандрита Кирилла (Павлова)/ Составитель: Марина Алёшина. Издательство:Приход храма Святаго Духа Сошествия на Лазаревском кладбище, Москва

 

Комментирование запрещено